Управляемый термоядерный синтез

Управляемый термоядерный синтез (УТС) представляет собой синтез более тяжелых атомных ядер из более легких с целью получения энергии. Узнайте о типах экспериментов по УТС и о международном экспериментальном термоядерном реакторе ITER.

Управляемый термоядерный синтез

Управляемый термоядерный синтез (УТС) представляет собой синтез более тяжелых атомных ядер из более легких с целью получения энергии. От взрывного термоядерного синтеза, применяемого в термоядерных взрывных устройствах, УТС отличается управляемым характером. Для управляемого термоядерного синтеза используется дейтерий (2H) и тритий (3H), а в перспективе также гелий-3 (3He) и бор-11 (11B).

Самая грандиозная научная стройка современности. Мы закуем Солнце в «бублик»
Источник изображения: tech.onliner.by

Типы экспериментов по УТС

Существуют два типа экспериментов по управляемому термоядерному синтезу: магнитный управляемый термоядерный синтез и инерциальный управляемый термоядерный синтез.

Магнитный управляемый термоядерный синтез

Наибольшие успехи в термоизоляции плазмы достигли на так называемых токамаках - тороидальных камерах с магнитным полем. В СССР была получена высокотемпературная термоядерная плазма на токамаках. Токамаки обеспечивают лучшую изоляцию и дольше удерживают частицы, получаемые в результате термоядерного синтеза. Это позволяет производить больше энергии, чем менее крупные установки.

Инерциальный управляемый термоядерный синтез

Альтернативные подходы включают открытые ловушки для удержания плазмы и инерциальный управляемый термоядерный синтез.

Крупнейший в мире термоядерный реактор запущен в Японии
Источник изображения: 3dnews.ru

История проблемы

Идею применить для управляемого термоядерного синтеза плазменную магнитную ловушку с токовыми проводниками выдвинул в 1951 году американский физик Л. Спитцер. Он предложил название для таких систем - стелларатор. Первый образец стелларатора был построен в рамках проекта "Маттерхорн" под руководством Л. Спитцера.

Игорь Курчатов в 1956 году предложил сотрудничество ученых-атомщиков разных стран в решении проблемы управляемого термоядерного синтеза. Он высказал это предложение во время посещения ядерного центра "Харуэлл".

В 1950 году советский физик Олег Лаврентьев сформулировал задачу по управляемому термоядерному синтезу и предложил конструктивное решение. В СССР на токамаках была впервые получена высокотемпературная термоядерная плазма.

В 1997 году на экспериментальном реакторе JET в Великобритании достигнута мощность ядерного энерговыделения более 16 МВт. Это получило название режима "перевала" - равенства тепловых потерь горячей зоны реактора и энергетического выхода реакции термоядерного синтеза.

Международный экспериментальный термоядерный реактор ITER

Международный экспериментальный термоядерный реактор ITER, весящий 23 000 тонн и имеющий высоту почти 30 метров, будет расположен в центре комплекса площадью 180 гектаров. По своим размерам ITER значительно превзойдет крупнейшие работающие в настоящее время экспериментальные термоядерные реакторы - Объединенный европейский тор (JET) и совместный европейско-японский реактор JT-60SA.

Цель ITER - доказать, что в результате термоядерной реакции может производиться значительно больше энергии по сравнению с тем количеством, которое затрачивается на запуск самого процесса реакции. Токамаки используются для проведения выделяющих энергию термоядерных реакций в сверхгорячей плазме.

На сегодняшний день наибольший коэффициент усиления Q, равный 0,67, был достигнут на JET. Однако для производства электроэнергии потребуются гораздо более высокие значения Q.

Gizmodo (США): сможет ли человечество использовать термоядерный синтез как  источник энергии? | 07.10.2022, ИноСМИ
Источник изображения: inosmi.ru

Термоядерный реактор - это устройство, предназначенное для управляемого термоядерного синтеза. В настоящее время проводятся эксперименты по термоядерному синтезу двух типов: магнитного управляемого термоядерного синтеза и инерциального управляемого термоядерного синтеза. Исторические успехи исследований и экспериментов привели к созданию Международного экспериментального термоядерного реактора ITER, который будет использоваться для демонстрации энергетического потенциала термоядерной реакции и разработки промышленных реакторов на основе этой технологии.

Большой успех". Россия строит реактор в Европе вопреки санкциям - РИА  Новости, 01.11.2022
Источник изображения: ria.ru

В Советском Союзе в 1950 году физик Олег Лаврентьев сформулировал задачу по управляемому термоядерному синтезу и предложил конструктивное решение. В СССР на токамаках, тороидальных камерах с магнитным полем, была получена высокотемпературная термоядерная плазма. Наибольшие успехи в термоизоляции плазмы достигли на токамаках.

В 1997 году на экспериментальном реакторе JET в Великобритании удалось достичь мощности ядерного энерговыделения более 16 МВт, что примерно сравнялось с мощностью плазменных потерь. Следующим шагом в исследованиях должен стать Международный термоядерный экспериментальный реактор (ITER). Альтернативные токамакам подходы включают открытые ловушки для удержания плазмы и инерциальный управляемый термоядерный синтез.

Для термоядерного синтеза используется различные типы реакций, включая реакцию дейтерия и трития (D-T) и реакции между ядрами дейтерия (D-D). Реакция D-T является наиболее изученной и дает значительный выход энергии. Реакция дейтерия и гелия-3 (D-3He) является сложной в достижении и требует редкого изотопа гелия-3. Возможны также другие типы реакций, и выбор топлива зависит от различных факторов.

Исследования и эксперименты по термоядерному синтезу продолжаются, и в будущем ожидается развитие промышленного реактора на основе этой технологии.

Когда будет термоядерный реактор?

Термоядерный синтез будет использоваться для энергоснабжения некоторых блоков корпорации. Реактор рассчитывают построить к 2028 году. На первоначальном этапе он будет генерировать минимум 50 мегаватт электроэнергии.

Полный ответ на сайте www.bfm.ru

Где происходит термоядерный синтез?

Термоядерные реакции происходят в материи, находящейся в состоянии плазмы — горячего заряженного газа, состоящего из положительных ионов и свободно движущихся электронов и обладающего уникальными свойствами, отличными от твердых тел, жидкостей и газов.

Что такое термоядерный реактор?

Термоядерный реактор – установка, где энергия получается за счёт самоподдерживающегося управляемого термоядерного синтеза.

Полный ответ на сайте nuclphys.sinp.msu.ru

Почему термоядерный синтез невозможен?

Главная проблема термоядерного реактора состоит в том, что температура газа, разогретого до состояния плазмы, значительно превышает температуру на поверхности Солнца. Показательным примером в этом смысле является китайский термоядерный реактор.

Полный ответ на сайте hi-tech.mail.ru