Узнайте, что такое ментальная арифметика и как она возникла. Узнайте о способностях, которые развивает ментальная арифметика, и о влиянии этого метода на развитие детского интеллекта. Познакомьтесь с процессом устного счета и программой обучения ментальной арифметике. Докажите полезность ментальной арифметики на основе исследований ученых. - NOCFN
Cодержание
Что такое ментальная арифметика и откуда она взялась
Ментальная арифметика — это способ научиться быстро складывать, вычитать, умножать и делить большие числа с помощью специальных счётов. Иногда его называют ментальной математикой. Но это не совсем корректно, так как именно арифметика (от греч. arithmos — «число») изучает числа и простые действия с ними, являясь только одним из многих разделов математики.
Использование счётов при вычислениях в уме — важная часть мировой и особенно китайской культуры. Впервые инструмент для операций с числами суаньпань был упомянут в 190 году нашей эры в письменных источниках Китая. Приблизительно с 1200 года он активно использовался для быстрых и точных расчётов в Японии, Корее и Индии. В 2013 году ЮНЕСКО включил этот способ вычисления в список Всемирного нематериального культурного наследия.
Неудивительно, что вековой опыт постарались осовременить в самых разных странах. В 1993 году в Малайзии был открыт один из первых образовательных центров, где учили ментальной арифметике. В 2008 году турецкий преподаватель Халит Шен открыл первую школу быстрого счёта «Менар», а позже основанные им центры появились в 14 странах, включая Россию. Теперь слово «менар» даже иногда используют для обозначения ментальной арифметики.
В общем, древняя методика быстрых вычислений сейчас популярна. В школах разных стран она преподаётся по-разному. Объединяет все подходы одно — использование специальных счётов. В России их называют абакусом (от лат. abacus из др.-греч. abax — «доска»). Иногда используют и японское слово «соробан».
Какие способности развивает ментальная арифметика
Учёные провели довольно много исследований, чтобы доказать положительный эффект от обучения ментальной арифметике. Но однозначный вывод, что она что-то улучшает, был сделан только в отношении умения быстро вычислять в уме. Главное, в чём сходятся когнитивные психологи и нейробиологи, — нужно больше исследований. А выводы из уже полученных экспериментов следует делать с осторожностью.
Учащиеся, которые овладели ментальной арифметикой, могут быстро и точно совершать в уме операции с 10-значными и даже бОльшими числами. Это помогает справляться с арифметическими задачами успешнее и, несомненно, производит впечатление на постороннего наблюдателя. Вокруг этого вау-эффекта выстроены многочисленные шоу с «детьми-калькуляторами». Среди наиболее талантливых в ментальном счёте детей проводятся и оУ́стный счёт — математические вычисления, осуществляемые человеком без помощи дополнительных устройств (компьютер, калькулятор, счёты и т. п.) и приспособлений (ручка, карандаш, бумага и т. п.).
Процесс устного счёта
Процесс устного счёта можно рассматривать как технологию счёта, объединяющую представления и навыки человека о числах, математические алгоритмы арифметики.
Имеются три вида технологии устного счёта, которые используют различные физические возможности человека:
- Аудиомоторный устный счёт, характеризующийся сопровождением каждого действия и каждого числа словесной фразой типа «дважды два — четыре». Традиционная система счёта является именно аудиомоторной технологией. Недостатками аудиомоторного способа ведения расчётов являются:
- Супервычислители, демонстрируя высокие скорости мышления, используют свои визуальные способности и отличную зрительную память. Люди, которые владеют скоростными вычислениями, не используют слов в процессе решения арифметического примера в уме. Они демонстрируют реальность визуальной технологии устного счёта, лишённой главного недостатка — замедленной скорости выполнения элементарных действий с числами.
- Устный счёт в начальной школе
Выработка навыков устного счёта занимает особое место в начальной школе и является одной из главных задач обучения математике на этом этапе. Именно в первые годы обучения закладываются основные приёмы устных вычислений, которые активизируют мыслительную деятельность учеников, развивают у детей память, речь, способность воспринимать на слух сказанное, повышают внимание и быстроту реакции.
Для обучения детей устному счёту часто используют японские счёты — соробан. Многие эксперты считают, что метод счёта с использованием азиатских абаков (этот метод также называют ментальной арифметикой) появился в Древнем Китае, однако подтверждений этому не существует. Абак представлял собой доску для счёта. Этими приспособлениями пользовались по всему миру, а не только в Китае.
Программа обучения ментальной арифметике обычно занимает несколько лет. Сначала дети учатся считать на настоящем абаке. Далее вместо реальной доски обучающиеся начинают использовать её изображение: глядя на рисунок во время вычислений, нужно представлять, как передвигаются костяшки. В конце концов дети начинают представлять абак мысленно, что позволяет им производить умственно те же операции, что и с использованием настоящей доски. Многие эксперты считают, Как устный счет помогает решать творческие задачи и готовит ребенка к будущему, рассказывает методист «Фоксфорда» Анастасия Кузнецова.
Что такое ментальная арифметика
Ментальная арифметика — это способ развития детского интеллекта с помощью быстрого счета в уме. Сначала ребенок учится считать на счетах-абакус и тренирует мелкую моторику рук. Затем счеты убирают, ребенок представляет их в голове — считает ментально. Развивает воображение и креативность.
Попробуйте за несколько секунд решить пример без черновика и калькулятора:
Дети решают такие задачи в уме с помощью ментальной арифметики. Это система развития интеллекта, построенная на обучении устному счету.
Современные родители часто рассказывают о неразвитом воображении и фантазии у ребенка. Дело в том, что мы тренируем левое полушарие мозга ребенка — оно отвечает за логику и математические способности, — но очень мало развиваем правое. Правое полушарие мозга распознает сложные визуальные и звуковые образы. Отвечает за концентрацию внимания и воображение. От гармоничного развития двух полушарий мозга ребенка зависят его когнитивные способности.
Овладев ментальной арифметикой, ребенок намного легче справляется с любой интеллектуальной и творческой работой. Он умеет быстро решать задачи и применять к ним нестандартный подход.
См. также
История возникновения ментальной арифметики
Ментальную арифметику придумали около 5 тыс. лет назад. Методикой пользовались в Древней Греции, Индии и Риме, чтобы научить детей считать. В ее основе — умение вычислять на древних счетах-абакус.
Со временем счеты доработали до калькулятора, в 1993 году сформулировали понятие «ментальной арифметики». Сегодня ментальную арифметику используют в 50 странах мира. В Японии и Китае она стала частью школьной программы.
Польза ментальной арифметики
Умение быстро вычислять в уме — не конечная цель. В момент отказа от работы с реальными счетами-абакус правое полушарие мозга начинает работать активнее. В это же время дети развивают логическое мышление и счет, за которые отвечает левое полушарие.
Усиленная работа обоих полушарий мозга становится привычкой и помогает ребенку креативнее решать жизненные задачи. Концентрироваться, смотреть на проблему шире и строить логические цепочки для ее решения. Еще один плюс — развитие сразу нескольких видов памяти: долговременной, кратковременной и фотографической.
Что ученые думают о ментальной арифметике
Американские исследователи проверяли влияние ментальной арифметики на интеллектуальные способности детей и пришли к выводу, что она положительно влияет на развитие математического мышления и памяти. Однако, для того чтобы сделать окончательные выводы, требуется проведение дополнительных исследований.
Ментальная арифметика признана полезной и способствующей развитию у детей навыков концентрации, систематизации знаний и адаптации к меняющимся условиям. Она также помогает развить воображение и креативность, что важно для решения творческих задач.
См. также
Что нам скажет Википедия?
Устный счёт — математические вычисления, осуществляемые человеком без помощи дополнительных устройств (компьютер, калькулятор, счёты и т. п.) и приспособлений (ручка, карандаш, бумага и т. п.). Процесс устного счёта можно рассматривать как технологию счёта, объединяющую представления и навыки человека о числах, математические алгоритмы арифметики. Имеются три вида технологии устного счёта, которые используют различные физические возможности человека:
- Аудиомоторный устный счёт, характеризующийся сопровождением каждого действия и числа словесной фразой типа "дважды два - четыре". Это традиционная система счёта, однако она имеет недостатки, такие как замедленная скорость выполнения расчётов;
- Визуальный устный счёт, использующий визуальные способности и отличную зрительную память. Люди, владеющие этим способом, демонстрируют высокую скорость мышления и не используют слова в процессе решения арифметических примеров;
- Ментальная арифметика, которая использует абак и является эффективным методом развития логического мышления, аналитических навыков и памяти.
Навыки устного счёта занимают важное место в начальной школе и способствуют активизации мыслительной деятельности учеников, развитию памяти, речи, внимания и быстроты реакции. Для обучения детей устному счёту часто используют японские счёты - соробан, который является абаком, используемым по всему миру. Также широко распространена программа обучения ментальной арифметике, которая позволяет учащимся визуализировать задачи, развивать мышление и улучшать память. Несмотря на некоторые критические мнения, ментальная арифметика признана полезной и способствующей развитию у детей навыков концентрации, систематизации знаний и адаптации к меняющимся условиям.