Узнайте историю разработки и производства автомобиля Ока, почему он был назван и какой след он оставил в истории автопрома. | NOCFN
Cодержание
Предыстория
«Ока» (также известна под кодовыми обозначениями ВАЗ/СеАЗ/КамАЗ-1111 и Астро 11301) — советский, а затем российский легковой автомобиль I группы особо малого класса. «Ока» была разработана на Волжском автомобильном заводе и выпускалась на нём, а также на ЗМА и СеАЗе с 1987 по 2008 год. Всего было выпущено около 700 тысяч автомобилей.
Самостоятельная деятельность конструкторского коллектива Волжского автомобильного завода началась с разработки переднеприводного микролитражного автомобиля ВАЗ-Э1101, первый ходовой образец которого, за несуразную внешность получивший у заводчан название «Чебурашка», был построен в декабре 1971 года. Впоследствии были построены и испытаны ещё две серии прототипов (2Э1101 и 3Э1101 «Ладога»). По габаритам автомобиль примерно соответствовал будущей «Оке» (колёсная база 2000 мм, длина ок. 3200 мм), но снабжался более мощным двигателем (0,9 л., 50…55 л. с.). Сами заводчане оценивали данную разработку весьма самокритично, отмечая чрезвычайно «сырую» конструкцию и большое количество всплывших в ходе её отработки конструктивных и производственных дефектов.
К 1982 году проект, к которому подключился также конструкторский коллектив СМЗ, вылился в создание достаточно примитивного, в соответствии со скромными производственными возможностями Серпуховского завода, но по сравнению с серийной мотоколяской уже вполне полноценного микроавтомобиля, получившего обозначение СМЗ-1101. Однако перспективы развёртывания его выпуска в Серпухове всё ещё выглядели достаточно туманно, как ввиду низкой степени отработанности самого автомобиля, так и отсутствия у завода необходимых для этого производственных мощностей.
История производства
Массовое производство автомобилей ВАЗ-1111 «Кама» (почти копии выпускавшейся «Оки») предполагалось в городе Елабуга на Елабужском заводе легковых автомобилей (ЕлАЗ), в который в 1988 году был в рамках идеологической компании по «конверсии» военно-промышленного комплекса и увеличению выпуска товаров народного потребления перепрофилирован несостоявшийся Камский тракторно-технический завод, под предлогом снижения разрыва между "продуктовыми" и "продовольственными" регионами.
Несмотря на свою популярность, производство «Оки» было остановлено в ноябре 2008 года из-за нерентабельности. В настоящее время СеАЗ находится в состоянии консервации, но существуют планы возрождения этой марки. В 2013 году АвтоВАЗ выразил намерение возродить «Оку», но этот проект так и не был реализован. Однако, в 2023 году Минпромторг заявил о готовности рассмотреть предложение о возрождении марки, как только поступит предложение от производителей.
Почему именно такое название было выбрано для этого автомобиля? По предыстории известно, что разработка «Оки» началась с модели ВАЗ-Э1101, которая получила название «Чебурашка» из-за своей несуразной внешности. По габаритам, этот автомобиль напоминал будущую «Оку», но имел более мощный двигатель. Тем не менее, сама команда разработчиков относилась к данной разработке крайне критично, отмечая ее недоработки и конструктивные дефекты.
«Ока» была разработана на Волжском автомобильном заводе и выпускалась с 1987 по 2008 год. Первые опытно-промышленные партии автомобилей были изготовлены в 1988 году. В Тольятти было произведено 300 автомобилей, а также параллельно началась опытная сборка на КамАЗе, где автомобили первоначально носили название «Кама». Позже, в декабре 1994 года, «Ока» начала выпускаться на Заводе карданных валов в Гродно, Белоруссия.
Несмотря на свое прекращение производства, автомобиль «Ока» оставил заметный след в истории отечественного автопрома. С его небольшими габаритами, экономичностью и доступной ценой, «Ока» стала популярным автомобилем, особенно среди молодежи и жителей малых городов. Он был надежным спутником для многих владельцев на протяжении долгих лет.
Что нам скажет Википедия?
«Ока» была разработана на Волжском автомобильном заводе и выпускалась с 1987 по 2008 год. Однако, стоит задаться вопросом, почему именно такое название было выбрано для этого автомобиля. По предыстории известно, что разработка «Оки» началась с модели ВАЗ-Э1101, которая получила название «Чебурашка» из-за своей несуразной внешности. По габаритам, этот автомобиль напоминал будущую «Оку», но имел более мощный двигатель. Тем не менее, сама команда разработчиков относилась к данной разработке крайне критично, отмечая ее недоработки и конструктивные дефекты.
Первые опытно-промышленные партии автомобилей были изготовлены в 1988 году. В Тольятти было произведено 300 автомобилей, а также параллельно началась опытная сборка на КамАЗе, где автомобили первоначально носили название «Кама». Позже, в декабре 1994 года, «Ока» начала выпускаться на Заводе карданных валов в Гродно, Белоруссия.
Несмотря на свою популярность, производство «Оки» было остановлено в ноябре 2008 года из-за нерентабельности. В настоящее время СеАЗ находится в состоянии консервации, но существуют планы возрождения этой марки. В 2013 году АвтоВАЗ выразил намерение возродить «Оку», но этот проект так и не был реализован. Однако, в 2023 году Минпромторг заявил о готовности рассмотреть предложение о возрождении марки, как только поступит предложение от производителей.