Клетки Пуркинье: структура, функции и влияние на нервную систему

Клетки Пуркинье представляют собой грушевидные нейроны коры мозжечка, играющие важную роль в поддержании равновесия, координации движений и контроле мышечного тонуса. Узнайте о их структуре, функциях, взаимодействии с капиллярами, влиянии отработанного моторного масла и генетическом заболевании мозжечковой абиотрофии в статье на NOCFN.

Введение

Клетки Пуркинье представляют собой грушевидные нейроны коры мозжечка, являющиеся крупнейшими в мозжечке и одними из крупнейших в мозгу. Они были открыты в 1837 году чешским врачом и физиологом Яном Эвангелистой Пуркинье. Клетки Пуркинье являются ГАМК-эргическими тормозными нейронами и являются единственными "выходными" нейронами коры мозжечка. Исследования показывают, что клетки Пуркинье играют важную роль в поддержании равновесия, координации движений и контроле мышечного тонуса.

Свойства и структура клеток Пуркинье

Клетки Пуркинье отличаются своей грушевидной формой и имеют длинный аксон, который направляется к ядрам мозжечка и образует синапсы с нейронами этих ядер. Тело клетки Пуркинье имеет многочисленные дендриты, которые образуют множество синапсов с пересекающими слои параллельных волокон в мозжечковой коре. Синапсы между клетками Пуркинье и волокнами гранулярных клеток мозжечка играют важную роль в передаче нервных сигналов и координации движений.

Морфометрические и морфологические исследования показывают, что клетки Пуркинье у людей юношеского возраста отличаются многообразием форм, хромности и размеров перикариона, что свидетельствует об их морфофункциональной неоднородности. Гиперхромные нейроны отличаются от нормохромных несколько меньшими размерами и большим соотношением ядра и цитоплазмы, что может указывать на их меньшую функциональную активность. Клетки Пуркинье также различаются средними размерами перикариона в разных отделах коры мозжечка. Наиболее крупные нейроны находятся в полушариях, а наименьшие - в архицеребеллярных дольках.

Взаимоотношение клеток Пуркинье и капилляров

Взаимоотношение клеток Пуркинье и капилляров в коре мозжечка человека в юношеском возрасте было исследовано. Результаты исследования показывают, что существует тесная связь между клетками Пуркинье и капиллярами. Капилляры обеспечивают доставку кислорода и питательных веществ к клеткам Пуркинье, что необходимо для их нормальной функции. Более подробные исследования необходимы для полного понимания механизмов взаимодействия клеток Пуркинье и капилляров в коре мозжечка.

Влияние отработанного моторного масла на клетки Пуркинье

Эксперименты на крысах показали, что длительное введение отработанного моторного масла вызывает морфофункциональные нарушения в клетках Пуркинье. Структурные изменения, такие как утолщение интерстиция семенника, уменьшение диаметра извитых семенных канальцев и расстройства микроциркуляторного русла, наблюдались уже на 30-е сутки эксперимента. Прогрессирующие нарушения сперматогенеза и десквамация сперматогенного эпителия были обнаружены на 60-90-е сутки эксперимента. Это свидетельствует о том, что отработанное моторное масло может негативно влиять на клетки Пуркинье и сперматогенез у крыс.

Мозжечковая абиотрофия и клетки Пуркинье

Мозжечковая абиотрофия - генетически обусловленное заболевание, которое поражает клетки Пуркинье в мозжечковой коре. При этом заболевании клетки Пуркинье гибнут, что приводит к потере баланса и координации у животных. Точная причина мозжечковой абиотрофии пока не полностью изучена, но предполагается, что нарушение внутреннего обмена веществ в клетках может быть связано с этим заболеванием. Мозжечковая абиотрофия является неизлечимой, но с поддержкой и уходом со стороны хозяина, животные могут прожить долгую и счастливую жизнь.

Марина Высотская - Продолжая про клетки Пуркинье. Эти нейроны очень важны  для того, чтобы мы особо не думали о своих движениях. Когда мы только  рождаемся, у нас относительно немного автоматизированных движений. Мы
Источник изображения: www.facebook.com

Клетки Пуркинье играют важную роль в контроле позы и равновесия, поддержании мышечного тонуса и координации движений. Исследования взаимоотношения клеток Пуркинье и капилляров в коре мозжечка позволяют лучше понять механизмы их взаимодействия. Кроме того, эксперименты на крысах показывают потенциально негативное влияние отработанного моторного масла на клетки Пуркинье и сперматогенез. Мозжечковая абиотрофия является генетическим заболеванием, которое поражает клетки Пуркинье и приводит к потере координации и баланса у животных.

Кле́тки Пуркинье́ (лат. neuronum piriforme, англ. Purkinje cells) — грушевидные нейроны коры мозжечка, крупнейшие в мозжечке, и одни из крупнейших в мозгу (уступают только гигантским пирамидам Беца). Своё название клетки получили в честь их первооткрывателя (1837), чешского врача и физиолога Яна Эвангелисты Пуркинье, называвшего их «ганглиозные тельца». Это были первые открытые нейроны.

Клетки Пуркинье — это ГАМК-эргические (передающие сигнал при помощи нейромедиатора гамма-аминомасляной кислоты) тормозные нейроны, единственные «выходные» нейроны коры мозжечка. Длина аксона у мышей — 2 миллиметра, у крыс — 3 миллиметра. Толщина дендритов 2—5 мкм — толстые ветви, 0,5—1 мкм — тонкие. Тело клетки Пуркинье имеет грушевидную форму, от которой отходит множество дендритов, обильно разветвляющихся в плоскости, строго перпендикулярной извилинам мозжечка, и образующих множество (до двухсот тысяч) синапсов с пересекающими слои таких деревьев параллельными волокнами — расположенными вдоль поверхности извилин аксонами гранулярных клеток мозжечка. Высокоразвитое дендритное древо клетки Пуркинье поддерживает своими отростками глиоцит Бергманна — «специализированный астроцит». Длинный аксон (причём не обладающий аксонным холмиком), который берёт своё начало от расположенного в глубине коры мозжечка основания клетки, направляется через белое вещество к ядрам мозжечка, образуя синапсы с их нейронами, а также к вестибулярным ядрам.

В мозжечковой коре насчитывается до 26 млн клеток Пуркинье. Они достигают окончательного развития только к восьми годам жизни человека. Поэтому маленькие дети не умеют рассчитывать движения и выглядят неуклюжими и неловкими, а из-под карандаша у них выходят каракули. Тренировки ускоряют созревание клеток Пуркинье — самым развитым мозжечком обладают гимнасты, балерины и фигуристы. А ещё клетки Пуркинье очень чувствительны к алкоголю — даже небольшие дозы спиртного приводят к сбою в мозжечке, который определяет траекторию движения и согласованность работы рук и ног.

Что отвечают клетки Пуркинье?

Клеток Пуркинье в мозжечковой коре насчитывается более 5 миллионов. Эти клетки отвечают за соблюдение баланса и координации, и являются проводниковыми связями между молекулярным и зернистым слоями коры мозжечка. При снижении функции, в следствие гибели данных клеток, животное теряет ощущение пространства.

Полный ответ на сайте www.svoydoctor.ru

Откуда берутся клетки Пуркинье?

Клетки Пуркинье происходят из ткани, называемой зачатком мозжечка . Первыми развиваются клетки двух полушарий или половин мозжечка. Эти клетки, образующиеся в зачатке мозжечка, образуют крышку над ромбовидной полостью развивающегося мозга, называемой четвертым желудочком.

Полный ответ на сайте translate.google.com

Что стимулирует клетки Пуркинье?

Клетки Пуркинье коры мозжечка получают сигнал по двум афферентным путям. Путь мшистых/параллельных волокон передает входные данные от большого количества ядер ствола головного мозга и спинного мозга, тогда как путь лазящих волокон передает входные данные от нижней оливы.

Полный ответ на сайте translate.google.com

Что является мишенью клеток Пуркинье?

Клетки Пуркинье в флоккулярной доле мозжечка направляют синапсы на соматы редкой популяции нейронов MVN . Эти FTN обладают внутренними свойствами активации, которые являются исключительными среди вестибулярных нейронов ствола мозга, но сходны с нейронами-реципиентами клеток Пуркинье в DCN.

Клетки Пуркинье по Гольджи

Потенциалы действия пейсмекерных клеток и волокон Пуркинье

Cerebellum. Purkinje cells. Мозжечок. Клетки Пуркинье

Гистологическое строение коры мозжечка. Препарат: Мозжечок.

Дубынин В. А. - Физиология сенсорных и двигательных систем - Произвольные движения...